0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Занятия детей по окружающему миру. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Как происходит оценка результатов

Организация занятий по ознакомлению с окружающим миром;

Тема 8

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие.

Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:

индивидуальная, групповая, фронтальная.

Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.

Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно:

начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Ход (процесс) занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенный учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.

Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.

Педагог должен стремиться к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

В структуре занятий в детском саду отсутствует проверка усвоения знаний, навыков и умений. Эта проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей на занятии, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни и в ходе специального изучения достижений детей с помощью различных научных методик.

Занятия по формированию представлений о себе и окружающем мире проводит учитель-дефектолог с подгруппами детей от 2-5 человек. Занятия имеют форму увлекательных игр, экскурсий, наблюдений, бесед. Групповые занятия проводятся один раз в неделю.

Классификация занятий в ДОУ

В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.

Классификация занятий в ДОУ(по С.А. Козловой)

Ознакомление детей с окружающим миром как средство развития кругозора старших дошкольников.

Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную систему знаний, отражающую существенные связи в той или иной области.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.

Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя:

· Ознакомление с явлениями социальной жизни;

· Ознакомление с предметным миром, созданным человеком;

· Ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Во время занятий детей знакомят с определенным типом свойств, связей и отношений.

Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде – дети учатся видеть понимать реальные причины зависимости.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи между предметами и взаимодействиями ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.

Читать еще:  Как отходят околоплодные воды. Тест на подтекание околоплодных вод. Как определить подтекание околоплодных вод

Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных видах деятельности перед ребёнком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности, в специально созданных взрослыми подвижных, дидактических играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительны: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень – переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются [20, с.113]. В последние годы все активнее в качестве условий для развития умственных способностей, познавательной деятельности выступают разнообразные формы повышения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста. Например, такие формы как развлечения познавательного характера (культурно — досуговая деятельность), самообразование ребёнка. Предметно-развивающая среда, созданная в саду для развития познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник длянаблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В ОУ создана экологическая тропа, разработан маршрут экологической тропы¸ план работы на экологической тропе. В детском саду создано «экологическое пространство». Там собраны карты, атласы, схемы, макеты фруктов и овощей, «живой» уголок, календарь природы, макет дерева, собран материал о временах года, о жизни животных леса, о пользе леса, о воде, видео диски «Времена года с тетушкой Совой», демонстрационный материал, лабораторный материал для проведения опытов Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Для поддержки познавательного интереса мы использовали нетрадиционные методы. Возможности такого подхода заложены в развивающей системе обучения В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. Нами была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые мы использовали в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста. Мы обогащали опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов. Дети активно участвовали в экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы Нами особое внимание оделась сказкам. В импровизированных познавательных сказках в завуалированной форме передаётся некоторая информация, вносятся разъяснения по поводу рассматриваемого, наблюдаемого предмета, объекта, явления. Благодаря познавательным рассказам, сказкам — пояснениям дети имеют возможность эмоционально соприкоснуться с природой. Основой для познавательных сказок и рассказов является различная познавательная информация, героями сказок могут быть вымышленные персонажи или реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (мысли, речь, поступки и пр.). В каждой познавательной сказке или рассказе герои сталкиваются с кем-то или чем-то неизвестным, незнакомым, и в процессе знакомства открывают для себя много нового и интересного: попадая в трудную ситуацию, преодолевают её; при встрече с интересным собеседником получают новую информацию [4, с.36].Вместе с героями сказки дети познают и узнают много интересного. Мы использовали на занятиях по ознакомлению с окружающим мультимедийные технологи в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и презентаций. Такая форма занятий вызывает интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения. А если есть интерес, то возникает желание заниматься. В этом году мы с воспитанниками принимали активное участие в районной научно-практической конференции. Воспитанники детского сада Соколова Саша и Шальнова Ксюша защищали свой проект на тему «Спички», за что были награждены дипломами участника. Вдовин Денис представил свой проект «Овес» и занял второе место. В течение года нами проводились экологические акции: «Подари цветок», «Поможем природе», «Елочка, зеленая иголочка», «Помоги птицам», «Самый красивый участок», с помощью которых дети учились бережнее относится к природе, быть более внимательными к окружающему миру, увидели зависимость окружающего мира от жизни и деятельности человека.

Выводы по 1 главе

Из анализа психолого-педагогической литературы, мы определили что познание — это сложное образование, в котором выделили 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы,необходимые для получения и переработки информации. Это то, что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания. Способы и средства познания. Как ребенок перерабатывает информацию. Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. Дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо,отрицательно. Познавательное развитие детей — одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.

Читать еще:  Как девушку по переписке. Как влюбить в себя девушку по переписке? Какие вопросы можно задать девушке по переписке

Ознакомление детей с окружающим миром формирует у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей. В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи взаимозависимости объектов и явлений природы.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает.

Организация экспериментальной работы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Галина Хисматова
Организация экспериментальной работы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

М. Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком». Следовательно, такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенка, но оно было «отодвинуто» особенностями системы образования.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности — задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Случается, что исследование, начатое на занятии, требует продолжения в свободное время. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:

формирование у дошкольников диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

• развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

• расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном раз-витии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка — учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений.

Занятия по ознакомлению с окружающим (ОСО) включают в себя:

ознакомление с явлениями социальной жизни;

ознакомление с предметным миром, созданным человеком;

ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Во время занятий детей знакомят с определенным типом

свойств, связей и отношений.

Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме.

В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде — дети учатся видеть и понимать реальные причины зависимости.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Читать еще:  Определение пигментов мочи. Определение желчного пигмента в моче. Высокий уровень урохрома: наиболее вероятные патологии

«Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно- следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.

Реализация идеи экспериментирования опирается на следующие принципы педагогической деятельности педагога:

• опора на субъектный опыт дошкольников, который ис-пользуется в качестве одного из источников обучения;

• актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков;

• индивидуализация и дифференциация обучения предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;

• системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а также создание целостности знаний об окружающем мире;

организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;

• креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.

Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих» психолого-дидактических условий организации учебного процесса:

• учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;

• изложение знаний педагогом должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ребенка;

• в ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;

• активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

• учебный материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

• необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая учебный материал.

При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества, от его стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идеи инновационного опыта.

Дети дошкольного возраста по природе своей — пытливые исследователи окружающего мира.

Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка и работая по программе «Детство», мы открыли в детском саду лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы. Это дает возможность педагогу:

работать с детьми малыми группами (по 6—8 человек) по интересам;

• использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;

• не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь».). Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю: с детьми среднего дошкольного возраста по 15—20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25—30 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Во время занятия проводятся один-два эксперимента с детьми среднего дошкольного возраста и два-три эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста (в зависимости от сложности).

Структура проведения игры-экспериментирования:

• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

• подведение итогов, вывод;

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

познавательный мотив (почему гак);

Рекомендации по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении с окружающим миром:

Принимайте каждого воспитанника как уникальную личность, уважайте его, понимайте, верьте в него.

Сопровождайте воспитанника в его собственном развитии, самоактуализации и самореализации.

Создавайте атмосферу заинтересованности каждого воспитанника в том, что происходит вокруг — на занятии, в обществе.

Идите на занятие не с темой, а с насущной проблемой, которую вы непременно должны решить вместе с воспитанниками и которая обращена к конкретной личности.

Поддерживайте в воспитаннике любую инициативу, положительно стимулируйте активность и избегайте внешнего принуждения в педагогическом процессе.

Оценивайте не только конечный результат, но прежде всего процесс деятельности каждого воспитанника персонально.

Будьте искренними в восхищении человеком, природой, искусством, пусть воспитанники подражают прекрасному чувству, и в них раскроется источник Красоты.

Неустанно изучайте все, что касается личности, ее внутреннего мира, вглядывайтесь, вслушивайтесь, вдумывайтесь в ее бурную вселенную.

Будьте творческим, озаренным, непредсказуемым педагогом, самоактуализируйтесь, чтобы энергия жизни помогала решать проблемы и достигать успехов.

«Оптимизм, настойчивость и успешность!» — вот девиз педагога в совместном с учениками поиске истины.

Я считаю, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Источники:

http://studopedia.su/10_134506_organizatsiya-zanyatiy-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushchim-mirom.html
http://infopedia.su/13x81de.html
http://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-yeksperimentalnoi-raboty-na-zanjatijah-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-mirom.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector