0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Занятия для детей изучаем слоги. Тексты для обучения чтению дошкольников с картинками, задания по чтению

Как учить дошкольника читать тексты?

Современные дети в большинстве своем идут в школу уже подготовленными: умеют читать, писать, считать, решать несложные задачи. Кто-то посещает курсы подготовки к школе, кто-то занимается с педагогом индивидуально, но многие родители предпочитают готовить ребенка к школе самостоятельно.

Ребенок выучил буквы, научился соединять их в слоги, а слоги – в слова. И родители очень счастливы, есть гордиться перед соседями. Особенно, если у соседей детки только в игрушки играют, а ни одной буквы не знают.

Но останавливаться на достигнутом нельзя. Иначе обретенные навыки быстро самоликвидируются. Теперь подходит пора переходить на чтение небольших текстов. Это очень сложное для малыша, но интересное задание. Ведь, воспринимая текст, ребенок получает много полезной и увлекательной для него информации.

Родители и педагоги часто оказываются в затруднении, как предложить дошкольнику тексты, в каком виде будет более эффективно, каким образом начинать нарабатывать слогочтение в таком возрасте.

Выучить буквы, научиться складывать их в слова – задача не из легких. Бывает, что у родителей в процессе обучения опускаются руки. Учитывать возрастные особенности – это важный момент. С этого мы и начнем наше обсуждение.

О том, как сделать обучение приятным для родителей и их маленьких учеников, будет рассказано в данной статье.

Возрастные особенности дошкольников

Пятилетние дети очень активны и любознательны. В этом возрасте «взросление» происходит прямо на глазах. Дети развиваются не только физически, но и психически и интеллектуально.

В этот период начинается подготовка ребенка к обучению в школе. Познавательные психические процессы начинают формироваться с большим ускорением. Дети постоянно задают вопросы взрослым.

Начало формирования познавательных интересов способствует развитию воображения и фантазии. Благодаря этим процессам начинается становление творческого потенциала личности дошкольника.

Знания поступают к детям через все виды деятельности – игру, занятия, различные продуктивные и досуговые виды деятельности.

Когда можно начинать обучать ребенка чтению

Обучать чтению нужно только тогда, когда будут решены логопедические проблемы, если таковые имелись. Нарушения речи могут привести к дислексии (нарушение процесса чтения), а в будущем к дисграфии (нарушение процесса письма). Следствием всего этого станет низкая успеваемость в школе.

Если ребенок не выговаривает пару «неподдающихся» звуков, но в целом его речь чистая – это не столь критично. Если же у малыша каша во рту, он не выговаривает половину букв, то прежде всего необходимо корректировать устную речь с помощью логопеда. При обучении алфавиту малыш заучит буквы так, как он их слышит и произносит сам, а это повлечет за собой проблемы при чтении и письме.

Немаловажен и возраст. Есть методики, позволяющие обучать совсем маленьких детей, но нужно понять: действительно ли ребенок готов к обучению, понимает ли объяснения, нравятся ли ему занятия. Здесь очень важно уловить тонкую грань между психологической готовностью ребенка к обучению и амбициями его родителей.

Если логопедических проблем нет или они уже решены, если малыш готов к обучению, то стоит познакомить его с алфавитом, а затем переходить к чтению слогов.

Положительный опыт

Эмоционально развитые, полные впечатлений дошкольники быстро приобретают положительный опыт в обучении. Дополнительный стимул в виде похвалы и поддержки помогает детям самомотивироваться к образовательной деятельности.

Благодаря быстрому развитию памяти, внимания, мыслительных операций пяти-семилетние дошкольники способны уже получать и перерабатывать большой поток информации. Но нельзя этим злоупотреблять. Все же это детский мозг, и доза информации должна быть рассчитана именно на возрастной этап и соответствующий познавательный опыт ребенка.

Речь дошкольника

Самым важным приобретением в дошкольном возрасте считается правильно сформированная речь и достаточный словарный запас.

Дошкольники знают уже много стишков, загадок и сказок наизусть.

Но чтобы личность ребенка развивалась, необходимо разнообразить информацию, усложнять материал для обучения. Это подстегнет любопытство малыша и разовьет в нем желание узнать еще больше нового и неизвестного.

Важно помнить, что обучение дошкольников должно проходить в игровой, ненавязчивой форме. Иначе малыш быстро потеряет интерес к происходящему, в дальнейшем чтение будет вызывать только неприязнь.

Занятия должны проводиться регулярно, пройденный материал необходимо закреплять каждый день. Для этого необязательно постоянно сидеть с букварем и выполнять упражнения. Можно искать знакомые буквы или слова на вывесках, упаковках с продуктами, названиях журналов в киоске.

Читать еще:  Поздравляю с днем рождения прикольные открытки мужчине. Открытки с днём рождения мужчине прикольные и красивые

Заинтересовывать чтением необходимо с раннего возраста. Старая добрая традиция чтения сказок перед сном отлично в этом поможет. Важен и личный пример: ребенку будет полезно видеть родителей не только перед экраном телевизора или ноутбука, но и с книгой в руках.

Алгоритм обучения чтению

    1. Алфавит

Для начала нужно познакомить малыша с алфавитом.

Обучение стоит начать с твердых гласных: А, О, У, Э, И, Ы. Затем перейти к твердым звонким непарным согласным: Л, М, Н, Р. В конце перейти к сложным гласным: Е, Ё, Ю, Я и сложным для восприятия дошкольника согласным – шипящим, глухим, твердым звонким парным (Б, В, Г, Д).

Называя согласные, нельзя обозначать их как «эм», «эль» или «мэ», «лэ». Нужно произносить сам звук. Например, «Эта буква звучит так: «м». В противном случае ребенок может не научиться складывать буквы в слоги и при чтении есть риск получить что-то похожее на «мэ-а-мэ-а» вместо «ма-ма».

Следующим этапом становится соединение букв в слоги. О методах обучения этому будет подробно рассказано ниже.

Конечной целью обучения является сложение слогов в слова и отработка навыка слитного чтения.

Чтение текстов

Каждый дошкольник индивидуален и по своим личностным качествам. Поэтому при выборе текстов просто необходимо это учитывать. И подбирать материал таким образом, чтобы ребенок точно заинтересовался.

Такой подход определяет новую задачу – занятия должны быть либо индивидуальными, либо в небольших микрогруппах, где участвуют дети с одинаковыми примерно интересами.

Как работать с текстами

Начинать работу с текстами можно с небольших стихотворений и совсем маленьких историй и рассказов.

Дошкольник не всегда может уловить смысл текста. Поэтому процесс обучения должен строиться примерно следующим образом:

Подобрать небольшие карточки с короткими предложениями. Для четырехлеток текст на карточке должен содержать не более 1-3 предложений.

Старшим дошкольникам нужно предлагать карточки, содержащие по 4-5 предложений.

Предложения подбираются не длинные. Слов в предложении должно быть немного. И они не должны быть слишком длинными. Сами же предложения для начала лучше размещать на карточке простыми или с одной запятой.

Такие тексты легко воспринимаются дошкольниками. Но долго останавливаться на таком уровне сложности нельзя.

Переходить к текстовому чтению по карточкам необходимо только тогда, когда слоговое чтение освоено на хорошем уровне и доведено до автоматизма. В этот момент можно переходить к текстам с малознакомой информацией.

Читать должен не только ребенок. Лучше делать это по очереди или по цепочке, если это занятие проходит в группе детского сада.

Нельзя торопить малыша. А еще хуже – начинать ему подсказывать. Это приведет только к тому, что дошкольник всегда будет останавливаться на сложных местах в тексте, ожидая подсказки.

Не скорость чтения, а понимание смысла информации, предоставленной в тексте – это важнее на обучающем этапе.

Чтение по карточкам с картинками

Еще один важный момент – карточки с текстами для детей раннего возраста должны быть непременно иллюстрированы. Это могут быть комиксы или раскраски. Во втором случае ребенок получает еще одно интересное для него задание – раскрасить картинку.

А уж мы знаем, как дети дошкольного возраста любят рисовать или раскрашивать. Почему бы не соединить два занятия вместе? Чтение текста и раскрашивание картинки к нему.

Где взять карточки с текстами для дошкольников?

Карточки можно сделать самим или найти подходящие возрасту в интернете. Если изготавливаем карточки сами, то можно составить таким образом предложения, чтобы в них рассказывалось о самом же ребенке.

Даже имя его вписать. Это однозначно заинтересует юного читателя, и он захочет узнать, что же там про него написано.

Текст в предложениях надо сделать крупным и полужирным. Это облегчит зрительное восприятие информации. На первых этапах между слогами ставится дефис, что также сделает чтение более легким, ведь со слогами малыш уже знаком.

Тексты для чтения по карточкам с картинками

Далее я подобрала небольшую коллекцию карточек, которые можно распечатать для занятий с дошкольниками.

Карточки иллюстрированы, предложения подобраны соответствующие возрасту ребенка дошкольного периода детства.

Карточки с текстами для чтения для детей от 4-х лет

Эти карточки содержат красочную иллюстрацию с одним предложением по представленной картинке. Ребенку будет несложно прочитать текст, глядя на изображение.

Распечатанные картинки можно согнуть, чтобы получились небольшие книжечки, которые ребенок время от времени будет перечитывать.

Карточки с текстами для чтения для детей от 5-и лет

Представленные ниже карточки содержат больше текста. После их прочтения будет полезно дать ребенку несложное задание.

Занятия для детей изучаем слоги. Тексты для обучения чтению дошкольников с картинками, задания по чтению

Отрабатываем произношение звука Ш. И, заодно, чтение этой же буквы в слогах, словах и предложениях.

Читаем слова с буквой С

  • Sensey
  • 12-11-2019, 11:29
  • 1 352

Отрабатываем чтение буквы С в словах и слогах с твердым звуком [C]. Эти карточки можно использовать как для обучения чтению, так и для логопедических занятий с малышами.

Алфавит и раскраска

  • Sensey
  • 30-09-2019, 17:54
  • 992

Алфавит в картинках. Рассматривайте буквы. Ищите соответствующие звуки в названиях рисунков, попробуйте написать буквы на строчках прописи.

Прочитай слоги.

  • Sensey
  • 13-09-2019, 09:11
  • 3 887

После того, как ребенок изучил буквы, приходит пора учиться складывать из букв слоги. Распечатайте эти карточки и тренируйтесь с малышом до тех пор, пока он не станет узнавать их по внешнему виду и называть «не читая».

Раскраски на букву К

  • Sensey
  • 14-08-2019, 22:35
  • 1 003

Кот Катал Кругом КлубочеК,
Красный КругленьКий КомочеК.
КаК проКазниК ,КаК чертеноК,
КувырКался наш КотеноК.

Читать еще:  Для чего нужен анализ мочи по зимницкому. Подготовка к анализу. Как правильно собрать мочу для пробы Зимницкого

Буква Я формата А4

  • Sensey
  • 8-08-2019, 14:19
  • 1 529

Ярко-ярко солнце светит.
Яхта фрукты возит детям.
Привезла нам с ярмарки
Ягоды и яблоки.

Буква И формата А4

  • Sensey
  • 5-08-2019, 17:13
  • 2 137

Набор карточек с буквой И формата А4. Можно использовать для изучения буквы с малышами, раскрашивать, вырезать.

Раскраски на букву З

  • Sensey
  • 20-04-2019, 14:22
  • 1 283

Зегодня раскрашиваем картики, названия героев на них, начинаются с буквы З.

Это Заяц, Зебра, Зубр.

Буква З формата А4

  • Sensey
  • 19-04-2019, 13:55
  • 2 227

Шаблоны буквы З формата А4. Вы можете распечатать из в качестве раскрасок или как наглядные материал при изучении данной буквы.

Буквы Ж формата А4

  • Sensey
  • 12-03-2019, 23:31
  • 1 359

Буква Ж похожа на жука. Но жуки бывают разные, поэтому и буква Ж может выглядеть по-разному. Скачайте эти шаблоны для буквы Ж.

Учимся читать по слогам в игровой форме

Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.

Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.

Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.

Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.

1. Играем в «Паровозики»

(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.

2. «Бежим» от одной буквы к другой

Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.

Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.

Читать еще:  Можно ли краситься беременным на ранних сроках. Можно ли беременным красить волосы? Когда краситься не стоит

3. Игры с буквами, которые дружат

( «Букварь для малышей» Е. Бахтиной , «Русская азбука» О. Жуковой и др.).

Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.

Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.

Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.

Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.

4. Игры для закрепления навыка сложения букв

Далее мы переходим к закреплению этого навыка и чтению простых слов. Закрепить навык сложения букв в слоги вам помогут различные игры со слогами, такие как:

— Слоговые лото

Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.

  • Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
  • Игра «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
  • Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой

— Игра в магазин

Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.

— Альбомы со слогами

Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).

В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»

— Игра в аэродром (гаражи)

На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

— Дорожки из слогов

Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

5. Чтение простых слов по слогам

Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.

Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.

Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Далее пробуем читать слова из четырёх букв – сначала с одинаковыми гласными: ЛАПА, ДАЧА, ФАТА, КАША, ГИРИ, КИВИ, потом с разными (КОТЫ ШАГИ, ЛИСЫ, ЧАСЫ).

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.

И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

Источники:

http://logoprav.ru/literatura/teksty-dlya-obucheniya-chteniyu-doshkolnikov
http://ot2do7.ru/read/
http://marypop.ru/doshkolnik/uchimsya-chitat-po-slogam.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector